...Основной недостаток объектов за пределами делового центра – низкая транспортная доступность, в том числе для персонала компаний. «Окончательное решение о размещении офиса, как правило, принимает руководитель, который, естественно, задумывается о том, что партнеры будут наносить ему визиты и он сам будет выезжать на переговоры. Если офис, к примеру, расположен в районе Лахты, то процесс передвижения затруднителен, – рассуждает Игорь Водопьянов. – Кроме того, если офис располагается в центре, то есть возможность набирать кадры практически со всех районов, если же он удален, то, как правило, работодатель ограничен ближайшими территориями».
Однако в этом случае нужно рассматривать конкретную локацию объекта: одно дело, если офисное здание располагается недалеко от метро и транспортных артерий города, и совсем другое – в удаленном и труднодоступном месте.
Участники рынка оценивают заполняемость периферийных объектов на уровне 70-80%. «Бизнес-центры на окраинах заполняются медленнее, чем объекты в центре. На высокие показатели заполняемости объект в среднем выходит через год после ввода в эксплуатацию», – замечает Пряникова. Кроме того, невысокая заполняемость многих таких объектов связана в первую очередь с тем, что они построены достаточно недавно и у них еще не закончилась экспозиция, добавляет управляющий директор УК «Сенатор» Тим Миллард.
Минимальный объем вакантных площадей наблюдается в БЦ Калининского и Кировского районов, чуть больше их в Приморском и Фрунзенском. «Наибольшая доля на конец августа приходится на Адмиралтейский и Московский районы. Основными факторами, определяющими интерес арендаторов к таким объектам, за исключением расположения, являются наличие достаточного объема парковочных мест, класс объекта, соответствие арендной ставки рыночным реалиям», – полагает Евгений Титаренко.
...
Ольга Лебедева, журнал "Эксперт Северо-Запад" №36